пятница, 3 сентября 2010 г.

Путешествие на Куликово поле. Часть 1. Нижний Новгород

Автомобиль с кондиционером - это не роскошь,
а средство существования.
Личные наблюдения

Лето 2010 года выдалось аномально жарким и аномально безденежным. Поэтому планы пересечь европейскую часть страны от Сыктывкара до Джубги с заездом на Куликово поле реализовались в маршруте Сыктывкар - Нижний Новгород (Площаниха) - Куликово поле - Нижний Новгород (Семенов) - Сыктывкар. Сожалений больших по этому поводу нет, жаль только не встретились с сестрой и младшей племянницей, с которыми не виделись уже год, и не помогли им "бороться" с урожаем яблок, которые никак не подстроятся под наш график: плодоносят, когда нас там нет. Жаль также, что не заехали к подруге в Ростов-на-Дону. Ну так ведь это повод для следующих путешествий, чего мы себе от всей души желаем!

С чего все началось?
Можно, конечно, начать с моего школьного детства, но я эту интереснейшую часть своей биографии упущу, скажу лишь, что именно с тех пор началось мое общение с моей классной руководительницей Ниной Ивановной Злобиной - великой путешественницей и великим организатором всех наших поездок и походов. Мои дети уже давно заявляли о намерении провести летние каникулы в одном из таких путешествий с Ниной Ивановной, но возможность выпала только в этом году. Нина Ивановна регулярно возит школьников то в Михайловское, то на Соловецкие острова. В нашем списке интересных мест были еще Краснодон, Валаам, Лахденпохья (Карелия), но этим летом Н.И. решила, что ее нога еще не ступала на поле Куликово, и этот пробел в ее "географии великих открытий" надо срочно исправлять. Машуня решила ехать со всей группой на поезде, а мы с Дашей и Дериком присоединились к ним уже на Поле.
Итак, утро 7 августа 2010 г. - вещи упакованы, машина укомплектована, пес в гамаке пристегнут ремнем безопасности, Даша вооружена картами и атласом, я за рулем, - в путь!

Поскольку до Поля расстояние составляет больше 1,5 тыс.км, за один день его преодолеть трудно, нужно было обеспечить нам с Дашей ночлег в районе Нижнего Новгорода. Этот город находится примерно на равном расстоянии и от Сыктывкара, и от Тульской области, куда мы держали путь. Таким образом Нижегородскую область мы посетили дважды, и решили эти визиты выделить в отдельный пост.
Большое спасибо тем, кто приютил нас и сделал пребывание в этих местах незабываемым!
Пункт 1 - Площаниха, Русениха и еще какая-то деревня рядом, Воскресенский район, Нижегородская область.
Нам очень повезло: несмотря на то, что хозяева дома - Елена Петровна и Владимир Константинович - в свой дом еще не приехали, они договорились со своими друзьями, и те приняли нас и поселили в доме, не дали умереть с голоду, от жары и от скуки, показали нам красоты самого экологически чистого района. Район, и правда, чудесный - речка Ветлуга, которую мы исплавали вдоль и поперек, нас с Дашей просто покорила своей красотой и необъятностью (мы же еще Волгу не видели).

Там растут такие замечательные райские яблочки.

Вокруг дома бегали курочки. Сначала казалось, что они носятся сами по себе, но вдруг мы услышали "цып-цып-цып", и они все ринулись к хозяйке. Поскольку мы люди сугубо городские, нам в диковинку такие фокусы с "дрессированными" курами, поэтому мы пристали к хозяйке с расспросами на тему "как ей удалось добиться таких результатов в дрессировке?". Наверное, мы для нее тоже были "в диковинку" :)), но общалась она с нами очень мило. Главное, чтобы наш любимый пес не нанес ущерба этим радушным людям - мы ведь еще не знали, как он относится к курам.

А вот и сам дом, в котором мы ночевали, а вернее, самая красивая его часть. Нас очень поразили резные наличники, которые в Нижегородской области могут быть предметом изучения искусствоведов и, наверняка, таковыми являются. Мало того, что они все необыкновенно красивые, так они ведь не повторяются. Мы ни разу не встретили двух домов с одинаковыми наличниками.

Отдохнули мы замечательно, набрались сил, накупались в Ветлуге и утром в понедельник мы выдвинулись в направлении Куликова поля.

Первая неприятность поджидала нас примерно за 50 км до Нижнего Новгорода - 'то "пробка", в которой мы проторчали 2 часа, проехав за это время целых 4 км. Она сопровождалась второй неприятностью - запахом гари и смогом, опустившимся на Нижний из-за ближайших пожаров. Дерик вел себя относительно спокойно: пока мы стояли, он спал на заднем сидении, как только машина трогалась с места, он вскакивал с видом "уже поехали? так неожиданно!", потом понимал, что картинка не поменялась и снова ложился спать. Чтобы он чувствовал себя комфортно, Даша периодически опрыскивала салон из пульверизатора. Дышать становилось легче и Дерику, и нам, и глаза не так сохли от кондиционера и сухого воздуха. Пока "стояли" пытались любоваться видами, насколько позволял туман.

Во Владимирской области нас снова ожидал смог, видимость была метров 50. Нам нужно было не прозевать нужный поворот в Малой Дубне на Орехово-Зуево, с чем Даша как главный штурман, замечательно справилась. Благодаря ей мы ни разу не заблудились. Молодец Даша!
Следующая наша остановка была уже в с. Милославщино на Куликовом поле. Но это уже другая история.

Часть 2 - Возвращение. г.Семенов, Нижегородская область.
На обратном пути маршрут наш опять пролегал через Нижний, поскольку с трассы М7 "Волга", соединяющей Москву с Нижним, на трассу "Вятка" на Сыктывкар можно проехать только через город. В прошлом году мне было сложно ориентироваться в городе, но в этот раз я на удивление лихо проскочила его, и весь наш путь от Куликова до Семенова с учетом посещения Макдональдса в г.Орехово-Зуево составил менее 12 часов.
Вечером 16-го августа мы прибыли в г. Семенов к Татьяне Петровне. Мы планировали задержаться в гостях на несколько дней, чтобы посетить Нижний Новгород уже не транзитом, а "с чувством, с толком, с расстановкой". Я заранее изучила в интернете возможные достопримечательности, Татьяна Петровна снабдила нас картой города и подробными инструкциями, и наутро мы с Дашей отправились покорять Нижний, оставив нашего верного пса охранять дом.
В Нижний мы решили добираться общественным транспортом, потому что движение в городе бешеное, и в то же время весь город стоит в пробках. По пути мы успели полюбоваться красотами Семенова. Электричка задержалась, поэтому мы успели еще и пофотографироваться вокруг вокзала.

И вот мы в Новгороде!
Нам хотелось прогуляться по пешеходной улице, осмотреть кремль, а если удастся, то пройтись по кремлевской стене.
Но сначала мы исполнили Дашину мечту - посмотрели фильм в 3D-кинотеатре, благо он находился как раз на улице Большая Покровская - главной улице Нижнего Новгорода, "нижегородском Арбате".

Улица Большая Покровская (в советский период - улица Свердлова) является одной из старейших в Нижнем Новгороде. Улица, названная в честь стоявшей здесь Покровской церкви, соединяет две центральные площади города – площадь Минина и Пожарского (бывшая Благовещенская), и площадь Лядова (бывшая Монастырская). Ранее здесь располагались дома Нижегородской знати. Сейчас улица изобилует магазинами, ресторанами, кафе, так же здесь можно приобрести изделия Нижегородских мастеров художественных промыслов. По ней было приятно просто гулять и фотографироваться, что мы и делали.

Нижегородский Кремль не менее интересен и "фотогеничен", чем Покровка. Это исторический центр, место, откуда началась история города Нижний Новгород.
Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления - глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и посады его.
На территории кремля, видимо, к 65-летию Победы выставлена различная боевая техника.

Все эти скамеечки разрисованы к какому-то конкурсу. Очень красиво!

А это всё - цветы!

В систему кремля входит тринадцать башен - пять квадратных, имевших ворота, и восемь круглых. Башни носят названия: Дмитровская (она центральная), и от нее, следуя в западном направлении, - Кладовая, Никольская, Коромыслова, Тайницкая, Северная, Часовая, (сторожевая башня с часами), Ивановская, Белая, Боросоглебская, Зачатская, Георгиевская и Пороховая. Башни высотою от 18 до 30 метров связаны мощными (до пяти метров шириной) стенами с зубцами от 12 до 22 метров высотою. Вот от Дмитровской до Часовой башни мы и прошлись по кремлевской стене.

А это Стрелка - здесь Ока впадает в Волгу. Вот она Волга! Мы, наконец-то, увидели ее величие. Даже не взирая на засушливое лето, она широка и, наверное, глубока.

Налюбовавшись видами сквозь бойницы кремля, мы заспешили на вокзал, потому что электрички ходят строго по расписанию, но в расписании могут быть изменения. К тому же на обратном пути мы простояли в пробке на мосту через Оку. Надо признаться, в тесном и душном автобусе все яркие впечатления дня могут померкнуть! Как же люди могут регулярно утром и вечером вот ТАК добираться на работу и с работы?!
Хотелось бы еще погулять по городу, посетить планетарий и другие интересные места, но, к сожалению, не хватило времени. Значит, есть повод вернуться сюда еще раз!
На следующий день мы с Татьяной Петровной, Леной и Сёмочкой отправились в одно удивительное место: находится оно в 60 км от г.Семенов, дорогу туда в некоторых местах и дорогой назвать нельзя, но место это стоит, чтобы его увидеть!
606707, Краснобаковский р-н, пос. Пруды
Расстояние от Н.Новгорода: 120 км.
Здесь находится исправительная колония, но это главное. При учреждении существует небольшой участок - колония-поселение, действует храм Покрова Пресвятой Богородицы".
Так вот этот Храм сделан руками самих заключенных, так же, как и все скульптуры в парке на берегу пруда, куда мы, собственно, и держали свой путь.

Глядя на эти "сооружения", легко представить себя героем любимого мультфильма, потому что почти все они в натуральную величину. Исключение составляют, пожалуй, грибы. Хотя...

В танк можно залезть, покрутить башню, руль, еще какие-то механизмы.

Ну а следующие кадры можно смотреть бесконечно. Мы с Дашей хотели покататься на катамаране, и, разумеется, не предполагали брать с собой Дерика. Но он, как обычно, решил, что мы его бросили, и кинулся в погоню. Я боялась, что он попадет под какую-нибудь вращающуюся деталь нашего плавсредства, и нам придется нырять в воду и спасать любимого песика. Дерик проявил верх безрассудства, устроив нам такой экстремальный заплыв!

И ведь ему удалось забраться на катамаран, но что-то потянуло его обратно. Мы почти уже вздохнули спокойно, но тут он, видимо, вспомнил, что не успел еще весь мир с "моря" посмотреть, поэтому пришлось снова залезать на "яхту" и вызывать у нас тем самым панику.

Но отплыть от берега вдвоем мы все-таки смогли благодаря Татьяне Петровне, которая отважно взялась удерживать в это время собакина. Правда, тут же поднялся ветер, сгустились тучи, и мы поспешили к берегу. Все против нас! :))

Место оказалось действительно удивительным. Попытки сделать детский городок с деревянными скульптурами предпринимались и в Сыктывкаре в Кировском парке, но, к сожалению, этот городок не выжил в перестроечные времена. Видимо, не нашел достойных хозяев. Жаль, что нужно проехать почти тысячу километров, чтобы побывать в такой сказке!
На следующее утро нас ждало возвращение домой. Последний остаток пути мы преодолели за 11,5 часов. Этот участок был мне знаком по прошлогоднему путешествию, поэтому сложностей не вызвал.
По прибытии домой мы сняли показания спидометра - 3830,2 км - весь наш двухнедельный километраж. Уф! Разбираем чемоданы и рисуем новые маршруты!
"Нет в дороге окончанья,
Есть один ее итог.
Дороги трудны,
но хуже без дорог!"
(Ю. Визбор)

1. Танюш, потрясающее место. Ты прекрасно пишешь, легко, создется ощущение, будто это свои собственные мысли и ощущения. С удовольствием посмотрю и прочту твои новые приключения.

2. Дааааа, здорово!!! Браво! Замечательный отдых, интресный рассказ, читаеца легко и весело. Молодец Таня, умница. Фотки клёвые. Меня всё больше и больше поражает ваш собак, ну как же мне он нравица то, этот балда, такой ржачный пёс, давненько мне так собакины не нравились, классный БАЛДА!!!